Главная страница сайта      
Поиск по сайту :
[ наведите мышку ]
02.  03.  04. 
 
 

Обуздание страхов

altСтрах - чувство естественное, без него человек не живет. Страх - это сигнал, что существует реальная опасность и надо подумать о том, как от нее уйти. Страх мобилизует внутренние силы, благодаря чему ноги бегут резвее, а голова быстрее соображает. Однако все это характеризует естественно обусловленный страх. При возникновении страха "злокачественного" реальной опасности нет, а ребенок все-таки чего-то пугается. Цепенеет. Прячется. Избегает встречи со всем неизвестным.


Пятилетние дети много чего бояться: темноты, Бабы Яги, волков, собак, разбойников, людоедов, огня, высоты, врачей и так далее. Ситуация эта настолько типична, что психологи даже подсчитали среднестатистическое количество страхов для мальчиков и девочек. Вот эти цифры: нормальным считается наличие примерно восьми разных страхов у пятилетнего мальчика и десяти - у пятилетней девочки. Мистическое восприятие мира для ребенка естественно, и когда он взрослеет, злые чудища бесследно исчезают из углов темной комнаты, а смотреть вниз с балкона становится уже не страшно, а интересно. Хорошо, когда события развиваются именно таким образом.


Но если ребенок пуглив и тревожен, если он отводит глаза при общении с малознакомыми людьми, если его мучают ночные кошмары и он старается избегать всего нового, пора бить тревогу: страх стал доминирующим чувством. В таком случае необходимо обратиться к квалифицированному психологу, но с "обычными" детскими страхами взрослые могут попытаться справиться и сами. Например, используя книгу Александра Ивановича Захарова "Как предупредить отклонения в поведении детей" - в ней описаны простые, но довольно эффективные методы преодоления страхов.

Метод первый. Рисование страхов

Чтобы ребенок изобразил свое самое сильное переживание, надо предложить нарисовать его страшные сны или то, чего он боится днем. Перед тем как малыш приступит к изображению своих фантомов, надо ему объяснить, что рисование поможет избавиться от страхов, однако уверять, что, как только будет сделан последний штрих карандашом, пугающие образы чудесным образом рассеются, все же не стоит.


Однако тревожный ребенок может отказаться рисовать. Настаивать не рекомендуется - лучше подождать несколько дней и попробовать еще раз. Если он никак не может начать рисование и постоянно спрашивает: "А как?" - значит, ему трудно собраться с силами, чтобы подступиться к ужасному, и требуется композиционная подсказка. Если рисунок все-таки сделан, скупиться на похвалы не стоит - ведь страшно было даже подумать, а он решился изобразить! Это поступок, это мощное волевое усилие, которое снижает уровень страха - ведь ужасное частично как бы уже реализовалось на бумаге, поэтому тревожная напряженность от его ожидания спала.


После первого опыта борьбы со страхами художественными средствами надо составить список всего, чего ребенок боится. Расспрашивая, наблюдая. Делается это не за один день - тем более что на прямой вопрос малыш может не ответить и даже отрицать сам факт наличия страхов. Тогда можно спросить, как он относится к Кощею, Бармалею, Змею Горынычу. Поинтересоваться, не боится ли он воды, высоты, огня, пожара, вида крови, прививок, боли, площадей (открытых пространств), одиночества и так далее. Очень важно, чтобы в список входило все, чего боится ребенок, исключаются из него только врачи (опасение встречи с которыми можно значительно уменьшить, обратившись к хорошим специалистам) и тема смерти (острота переживаний которой обычно уменьшается с взрослением).

  • Метод рисования страхов годится только для детей старшего дошкольного возраста - детишки поменьше просто не сумеют изобразить то, чего они боятся.
  • Каждое занятие длится не больше 30 минут, за один раз можно изобразить несколько страхов, но если переживания слишком сильные, лучше ограничиться одним.
  • Очень важно со временем изобразить все, чего боится ребенок, иначе достигнутые результаты будут сведены на нет.

Когда все страшное уже нарисовано, надо, чтобы малыш изобразил себя активно противостоящим тому, чего он боится. Например, тушащим пожар или посадившим волка в клетку. И только после того, как список страхов будет полностью исчерпан, можно, делая акцент на отважном поведении ребенка, обсудить с ним все рисунки.


Вполне возможно, что полностью избавить малыша от настороженной тревожности сразу не удастся, но первый шаг в этом направлении уже будет сделан, и тогда можно попробовать другой (как мне кажется, более сильный) метод, который состоит в разыгрывании историй с помощью кукол, надеваемых на руку.

Метод второй. Играем в куклы

Драматизация страхов дает возможность пожить чужой жизнью, поэтому очень важно, чтобы ребенок, переживающий при всяком появлении в сказке волка, "побывал" в его шкуре, а неспособный постоять за себя и дрожащий перед агрессивными сверстниками сыграл их роль. Нужно это не для того, чтобы тревожный или деликатный человек усвоил жесткую манеру поведения - для него такое неприемлемо из нравственно-этических соображений, а для того, чтобы изжить страх перед сказочным персонажем или реальными обидчиками. Кто побывал волком, вжился в его образ, перестает его бояться - пугающая непредсказуемость зла рассеивается, когда ребенок пробует воплотить в игре его повадки.


Если в вашей семье двое детей и один частенько обижает другого, можно разыграть историю, в которой более мягкий и слабый малыш будет изображать агрессивного персонажа, а ребенок, всегда претендующий на роль сильнейшего, попробует себя, например, в роли зайца, вынужденного скрываться от волка. Другой вариант - взрослый изображает опасного хищника, в борьбе с которым объединяются дети-зверушки. Еще одна линия борьбы со страхами - сюжет, в котором герой малыша успешно защищается и побеждает олицетворение зла.


Лучше начать со сказочных историй, но для детей, которые боятся сделать что-то не так, не успеть, быть не принятыми в игру, можно разыграть и все тревожащие их сюжеты. Например, для мальчика, чрезмерно переживающего из-за возможного опоздания в детский сад, подойдет сюжет, как кукольный человечек все-таки опоздал и ему пришлось искать свою группу.

  • Разыгрывание историй предполагает отсутствие заученных реплик и строго определенного сценария - предварительно задается только основная сюжетная линия. По ходу дела могут возникнуть неожиданные для участников спектакля повороты событий.
  • Тревожные дети даже в игре внутренне отстраняются от отрицательных персонажей, а волевые плохо справляются с образами беззащитных и ранимых героев.
  • Всегда лучше недоиграть, чем переиграть, поэтому каждый спектакль должен продолжаться не более 30 минут.

Елена Шарова, "Улица Сезам для родителей", №5, 1999 г.


Ключевые теги: страх, семья, девочки, мальчики, малыш, ребенок, дети, сны, рисование,

  • 0
 (голосов: 0)
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:



Комментарии (0)

Функции истории педагогики
   
Форма для связи с администрацией сайта