Главная страница сайта      
Поиск по сайту :
[ наведите мышку ]
02.  03.  04. 
 
 

Почему родителям необходимо педагогическое воображение

altН.И. Пирогов писал: "...Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу жизнь, а самим переселиться в его духовный мир". Мне всегда вспоминаются эти слова, когда речь идет о педагогическом воображении как педагогической способности. Я считаю, что у родителей такое воображение должно проявляться в умении погружаться в духовный мир ребенка, заражаться его настроением, представялять себе его мысли и чувства.

Что получается, если такого умения нет, попробую показать на конкретном примере - из рассказа одной родительницы, матери семилетнего Саши. "...Вчера принесла сыну обещанный подарок: три коробки с солдатиками, танками, пушками. Его радости не было предела. Сын был очень благодарен, потом он расставил свое войско, орудия, и начался бой! Саша отдавал приказы, ухал, то отходил и наблюдал за войском в бинокль, то снова подбегал ближе... Щеки его пылали, глаза блестели.. В это время пришел домой отец, который вдруг пожелал поговорить с сыном. Расположившись поудобнее на диване в той же комнате, он заговорил:

- Сынок, иди к папе, поговорим.

Но Саша, конечно, не слышал отца, фантазия унесла его в этот момент на поле боя. Тогда отец начал сердиться:

- Какой ты злой мальчик! Я так устал, а ты не можешь ко мне подойти.

- Не мешай, папа. Я не хочу! - ответил Саша, переставляя свои войска.

Тут отец не выдержал, вскочил с дивана, стукнул кулаком по столу и закричал:

- Ты как разговариваешь с отцом, грубиян? Саша заплакал... Игра закончилась..."

Конечно, это случилось потому, что у Сашиного папы не было ни желания, ни умения призвать на помщь свою фантазию и стать соучастником игры сына: представить себя его противником, начать наступление... Да мало ли что подскажет воображение взрослому человеку, который стремится доставить ребенку радость.

Взрослые, обладающие этой способностью, умеют интересно беседовать с детьми, придумывать для них увлекательные и содержательные затеи, игры. В таких семьях играм отводится очень большое место. И это хорошо, ибо в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело.

Игра - это не пустая забава, она развивает физические силы ребенка, его активность, творческую инициативу, самостоятельность, сообразительность, находчивость, она удовлетворяет потребность детворы в романтике, дает пищу для разнообразных эмоциональных переживаний. Обычно очень интересно проходят игры в тех семьях, где кто-то из взрослых увлекается пением, выразительным чтением, рисованием, лепкой, умеет шить, что-то мастерит и т.д. Такие способности и воображение подсказывают родителям особенно увлекательные, захватывающие, необычные затеи и дают возможность их осуществлять. Хорошие разнообразные игры нужны как воздух большим и маленьким.

От недостатка педагогического воображения старшие порой вкладывают свои "взрослые" понятия и представления в то, что говорят их дети, а потому и реагируют на их слова и вопросы не так, как нужно. Еще одна история - диалог отца с сыном-первоклассником:

- Что, - спрашиваю, - сыночек, делаешь?

- Домзад! - отвечает он.

Я обомлел. Что за словечко! Опять вредное влияние улицы. Все эти мысли промелькнули в голове и тотчас же изменили мой тон и настроение.

- Что это ты говоришь? - закричал я.

- Говорю сокращенно, что домашнее задание делаю, - ответил сын, удивленный моим возмущением.

- Видите, я опять попал впросак, да еще педагогический!

Ситуации такого характера частое явление в семейном воспитании.

Есть такая остроумная, веселая книга писателя В. Брейн-Холста "Искусство быть отцом". В одной из глав описывается вечер в семье маленького Бенни: "В доме у нас все дышало миром и спокойствием. Марианна заканчивала мытье посуды. Сам я (отец) на секунду прилег на диван, чтобы набраться сил перед вечерним кофе. Бенни возился в прихожей со своей пожарной машиной. Дверь была открыта, и до меня доносилось каждое слово, сказанное на кухне. Внезапно бесконечные "ту-ту" прекратились, и чистый, невинный голос Бенни нежно коснулся моего слуха:

- Мама, а откуда я взялся?

- Что ты сказал, сынок?

- Я говорю, откуда я взялся?

- Откуда ты взялся? Ты взялся... ты... нет, спроси об этом лучше у папы. Сейчас я его приведу".

Мама побежала за папой - начался переполох... Что сказать?

- А может, просто скажем, что его принес аист? - предлагает папа.

- До чего же ты трусливый. и старомодный к тому же. Будь мужчиной, иди и объясни ему... просто, откровенно и понятно!- возражает мама.

Страшно волнуясь, заикаясь после каждого слова, папа говорит что-то о цветах и пчелах, которые опыляют друг друга, упоминает об Адаме и Еве, мамином животе, и, наконец, окончательно запутавшись, задает сыну вопрос, с которого и надо было начинать этот разговор.

- Но скажи, сынок, зачем тебе непременно нужно знать, откуда ты взялся?

- Да так, - сказал Бенни. - Петер говорит, что он раньше в деревне жил, а потом сюда переехал. А ты, говорит, откуда здесь взялся? Вот я и спросил..."

Это опять разговор старших с ребенком на разных языках. Подобные беседы не воспитывают, в старшем возрасте они приводят к отчуждению детей. А педагогическое воображение помогает верно представить образ мыслей, чувств, причину тех или иных поступков, помогает перенестись в детский или юношеский мир своих детей, правильно понимать их, быть для них интересными собеседниками, хорошими друзьями в общении и товарищами в играх. А ведь так важно оказывать на поступки детей эффективное воспитательное влияние без назойливых, скучных назиданий.

Nezabudka

 

 


  • 0
 (голосов: 0)
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:



Комментарии (0)

   
Форма для связи с администрацией сайта